Духовно-нравственное воспитание

Информация

о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведется  преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести учебных модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание обучающихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры. В связи с этим выбор для изучения школьником  основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозным культурам, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления — обязательно.

Образец заявления

Отказ от изучения любого из шести модулей комплексного курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата, место, время родительского собрания:

февраль 2021 года

Учебный модуль «Основы светской этики».

Содержание модуля знакомит школьников с основными нормами нравственности, дает первичное представление о морали.

Школьники выяснят понятия:  этика, философия, культура поведения, духовные ценности человека.

В содержании поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Учебный модуль  «Основы мировых религиозных культур»

В содержании модуля даются общие  представления  о возникновении и развитии мировых религий России (православие, ислам, буддизм) и традиционно-государственной религии (иудаизм), их нравственном идеале, обычаях и обрядах; раскрывается общность для всех религий, сущность представлений о добре и зле, определяется особая роль христианства (православия) в истории России. Основные изучаемые темы данного модуля: «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Человек в религиозных традициях мира», «Искусство в религиозной культуре», «Религиозные ритуалы».

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Содержание модуля знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама.

  • Учащиеся узнают
  • о жизни пророка Мухаммада
  • об истории появления религии
  • основах ислама и исламской этики
  • об обязанностях мусульман.

Обращаясь к Корану и Сунне, учащиеся узнают о значении этих книг как источника нравственности. Особое место в содержании модуля уделяется жизни мусульман в современной России. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Содержание модуля знакомит учащихся с великим духовным наследием буддийской культуры.

Школьники узнают об основах буддийской культуры, основателях, ритуалах, святынях, праздниках, искусстве, буддийских духовных традициях, которые соблюдаются и в современном обществе.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Содержание модуля знакомит школьников с иудейскими духовно-нравственными традициями культуры и религии становлением личности иудея и его поведения в повседневной жизни.

Школьники узнают о влиянии иудейской культуры на историю еврейского народа и на мировые религии – христианство и ислам.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни. На занятиях учащиеся знакомятся с особенностями иудаизма в России.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

В первую очередь вошел в содержание воспитательного курса ОРКСЭ для родителей, разделяющих ценности православной культуры.

Содержание модуля дает общие представления об исторических и культурных традициях Православия в России:

  • основах православного, христианского вероисповедания
  • нравственных ценностях, святынях, обрядах
  • значении таких православных праздников: Пасха, Рождество Христово, Сретение
  • житии святого (святой), с именем которого связано крещение ребенка
  • православной художественной культуре.

Раскрывает значение православной культуры и ее роли в жизни людей:

  • формирование личности человека
  • отношение к миру и людям, поведение в повседневной жизни.
  • Почему, например, Воскресение называют прощеным, а Четверг чистым?
  • Почему, благодаря,  русские люди говорят «Спасибо», а сербы — «Хвала»?
  • Что такое «Милосердие», «Послушание», «Любовь», «родительское благословление»?

Модуль ОПК направлен на формирования диалога родителей и ребенка: у него появится много вопросов и интерес к семейной истории, а у Вас темы для совместного обсуждения, вечеров семейного чтения и т.д.

Православная культура — этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей: Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках модуля «Основы православной культуры».

С уважением, администрация  МБОУ «Средняя школа №1 7 им.В.С.Завойко»